Качество сварных соединений напрямую влияет на безопасность и долговечность железнодорожного полотна. Малейший дефект в сварном шве может привести к повышенным динамическим нагрузкам, ускоренному износу и даже аварийным ситуациям. Поэтому контроль качества сварного шва рельсовых стыков — обязательный этап технологического процесса, к которому специалисты компании «Технологии Ремонта Пути» относятся ответственно.

Технология алюминотермитной сварки

Компания «Технологии Ремонта Пути» выполняет сварку рельсов с применением алюминотермитной технологии (АЛТС) — проверенного и высокоэффективного метода, позволяющего соединять рельсы различных типов.

Технология основана на использовании термитной реакции между алюминием и оксидами железа. В результате выделяется большое количество тепла, благодаря чему расплавленный металл заполняет зазор между рельсами, формируя прочный, монолитный шов.

Контроль качества при сварке рельсов по технологии АЛТС проводится на всех стадиях: от подготовки до приемки готового стыка.

Преимущества алюминотермитной сварки рельсовых стыков:

  • Мобильность. Сварка выполняется на путях, без подключения к электросети, что важно при работе на удаленных участках пути;
  • Совместимость с различными профилями рельсов: Р-65, Т-62, Р-50, а также переходные стыки Р-65/Т-62 и крановые рельсы КР-70, КР-80, КР-100, КР-120 и другие профили;
  • Снижение эксплуатационных расходов до 30% за счет уменьшения износа путей и подвижного состава;
  • Долговечность сварных соединений. Мы даем гарантию до 100 млн тонн пропущенного тоннажа или не менее 3 лет эксплуатации;
  • Стабильное качество. Технология мало зависит от внешних условий, например, температуры и влажности.

Этапы контроля качества сварного шва рельсовых стыков:

1. Подготовительный этап

Перед сваркой выполняется строгая подготовка рельсов: проверка геометрии и перпендикулярности торцов рельсов, зачистка поверхностей от ржавчины, масла, загрязнений, контроль зазора и точности совмещения рельсов. Затем проводят проверку термитной смеси и литейных форм на соответствие стандарту.

2. Контроль в процессе сварки

Во время работы специалисты мониторят температуру реакции и времени заливки термитного состава, а также проводят визуальный контроль формирования шва. Обязательно проводится фиксация технологических параметров для последующего анализа.

3. Визуально-измерительный и геометрический контроль

После сварки и шлифовки проводятся: визуальный осмотр поверхности шва, измерение высоты, ширины и прямолинейности в зоне соединения и проверка плавности сопряжения головки рельса с основным металлом. Стык оценивается на отсутствие трещин, раковин, наплывов и других дефектов.

Контроль выполняется в соответствии с ГОСТ 34663-2020, ГОСТ Р 57181-2016 и внутренними стандартами ОАО «РЖД».

4. Неразрушающий контроль (НК)

Это ключевой этап, обеспечивающий выявление внутренних дефектов, не видимых глазу.

Основные методы НК:

  • Ультразвуковой контроль (УЗК). Он выявляет трещины, непровары, поры и шлаковые включения в объеме шва на глубине до 100 мм, определяет размер и их расположение. Для обнаружения используются современные дефектоскопы, например, УД2-12;
  • Магнитопорошковый контроль (МПК), который обнаруживает поверхностные и подповерхностные дефекты в зоне перехода от шва к основному металлу. Эффективен для выявления трещин шириной от 0,001 мм;
  • Капиллярная дефектоскопия. Применяется для участков сложной формы, на которых трудно использовать УЗК, и выявляет микротрещины с помощью индикаторных жидкостей.

5. Испытания и дополнительные проверки

Специалисты мобильной бригады проводят: контроль твердости металла в зоне шва по ГОСТ Р 57179-2016, макроисследования на выборочных образцах, чтобы оценить структуру металла и зоны термического влияния и механические испытания на изгиб и разрыв для подтверждения прочности соединения.

Критерии приемки сварного стыка рельсов

Сварной стык считается качественным, если:

  • Отсутствуют трещины, непровары, поры и шлаковые включения;
  • Геометрия шва соответствует нормативам ГОСТ;
  • Твердость металла — 300-380 HB;
  • Отклонение от прямолинейности не превышает 0,5 мм на 1 м;
  • Результаты УЗК и МПК подтверждают отсутствие дефектов.

Каждый стык сопровождается паспортом качества и результатами контроля.

Контроль качества — гарантия надежности и безопасности

Благодаря комплексной системе контроля и применению сертифицированных термитных смесей, компания «Технологии Ремонта Пути» гарантирует стабильное качество сварных стыков на уровне требований РЖД и международных стандартов.

Наши преимущества: полный цикл работ — от сварки до контроля и документирования, подтвержденная долговечность соединений, гарантия качества до 100 млн тонн пропущенного тоннажа или 3 лет эксплуатации.

Качественно выполненный и проверенный сварной шов — основа безопасности и экономической эффективности железнодорожной инфраструктуры. Узнайте больше о том, как алюминотермитная сварка рельсов оптимизирует расходы и увеличивает ресурс железнодорожных путей, и закажите услугу на нашем сайте.